Что такое широкоформатная камера

Раньше, до возникновения компактных фотокамер для 35мм пленки, камеры, которые теперь являются среднеформатными, назывались компактными камерами (мини-фотоаппаратами), средним форматом считался 9х12см/4х5“, а крупным 20x25cm/8х10“ и больше.
С течением времени положение дел изменяется. В нынешнее время камеры, использующие плоскую (форматную) пленку размером от 9x12cm/ 4х5», называются широкоформатными или крупноформатными фотокамерами. Основная конструкция широкоформатной камеры состоит из задней (кассетной) стенки с матовым стеклом, служащей для фокусировки и зарядки плоской пленки, передней (объективной) стенки с затвором, объективом и мехом, который соединяет заднюю стенку с передней. Кроме того, эти стенки могут двигаться в различных направления относительно друг друга. Широкоформатные камеры можно условно разделить на два основных вида. Первый тип — это камера с передней и задней стенкой, каковые могут двигаться раздельно по монорельсу (оптической скамье). Передняя и задняя стенки здесь независимы. Применение подобной конструкции дает большие преимущества. Свободные, независимые движения разных частей камеры, а с дополнительной, удлиняющей насадкой на монорельс значительно расширяются возможности применения крупных планов (работа с длиннофокусными объективами, или макро). Такие фотокамеры называются VIEW или KARDAN. Основное отличие между подобными фотокамерами — способ перемещения их частей, точная микрометрика или полностью ручное управление. В подавляющем большинстве эти камеры полностью произведены из металла. Несмотря на свою подвижность они очень жесткие, но в тоже время и тяжелые конструкции, предназначенные в основном для студийной работы.

Иной тип представляет собой фотоаппарат с корпусом похожим на ящик с шарнирной крышкой, на которой находится передняя стенка на рельсах, а ящик содержит заднюю стенку с матовым стеклом. Подобный тип складных фотокамер называется FIELD или TECHNIKAL- FIELD.
Основное отличие между подобными фотокамерами составляет материал их корпуса — металл или ценные породы дерева. Диапазон движений у таких фотокамер меньше, чем у камер VIEW, но FIELD фотокамеры гораздо меньше и легче. Благодаря портативности и возможности применения в полевых условиях камеры FIELD порой называют полевым.

Хотя деревянные аппараты являются прадедушками всех фотоаппаратов, современные крупноформатные модели изготовленные из ценных пород дерева завоевывают популярность из-за малого веса по сравнению с прочими и своего привлекательного вида в стиле «ретро».

Однако и здесь прогресс не стоит на месте. Сейчас есть модели совмещающие функции камер обеих типов. Обладая полным диапазоном движений камер VIEW эти аппараты в сложенном состоянии не больше и не тяжелее фотокамер FIELD. Главная особенность подобных конструкций — специальный раздвижной (телескопический) монорельс. Такие фотокамеры обычно называются VIEW-FIELD.

Механизм широкоформатных камер, обычно, крайне прост, тем не менее, в последнее время завоевали популярность электронные технологии, применяемые в затворах и экспонометрах.

Все чаще изготовители крупноформатных фотоаппаратов используют современные композитные материалы, а некоторые фирмы даже выпускают фотокамеры, практически полностью изготовленные из пластика, этакие «мыльницы“ крупного формата.

Если говорить о прогрессе в среде профессионалов, цифровая фотография естественно не вытеснила традиционную, и у последней остается масса приверженцев. Причин несколько, к примеру“цифра» сильно проигрывает форматным камерам в качестве и, особенно в соотношении цена — качество. Однако в результате цифрового бума некоторые производители стали выпускать мини VIEW камеры «заточенные» под цифру. Управление и принцип построения остался прежним, изменились только размеры подобных устройств. Однако и здесь крупный формат не сдал своих позиций. Большинство подобных систем легко трансформируются в крупноформатную камеру путем замены задней стенки из предлагаемого набора аксессуаров.

Дальше всех в гонке за прогрессом ушла немецкая фирма CamDynamics. Инженеры этой фирмы сделали крупноформатную камеру с… автофокусом!!! Превосходный дизайн и эргономика, множество оригинальных решений и изобретений должны были сделать эту камеру №1 среди камер большого формата, но, к сожалению, дальше экспериментальных образцов (до производства) дело так и не дошло.

В чём приимущество широкоформатных камер?

Качество
Чем привлекает широкий формат? Не только получением изображения большего масштаба. Качество изображения широкоформатных пленок просто великолепно и несравнимо с качеством среднеформатных, а тем более 35мм пленок, вследствие большей деталировки, резкости, меньшей зернистости и увеличенного тонального диапазона. Широкоформатные пленки с их большим объемом информации отображают предметы более подробно, особенно при крупномасштабной печати. В отличии от своих младших сестер широкоформатная пленка не бывает «любительской» или «полу-профессиональной». Все производители широкоформатной фотопленки выпускают материал только высокого класса, по очень жестким техническим требованиям.
Сегодня при наличии высококачественной мелкозернистой пленки некоторые «горячие головы» считают, что 60мм или даже 35-мм пленки удовлетворяют все требования и могут соперничать с крупным форматом. Правда, забывая, что есть «некоторая» разница в размерах исходного негатива или слайда, и что те же самые марки высококачественной пленки продаются для широкоформатных камер.

Универсальность
Почти любая камера крупного формата универсальна по своей природе. Изготовители такой фототехники, в подавляющем большинстве, строго придерживаются стандартов. Фотокамеры или принадлежности, выпущенные 20 — 30 лет назад свободно совместимы с современными моделями. К примеру, монорельсы, меха, кассетные части, объективные стенки и панели.

Множество новых крупноформатных фотокамер позволяет использовать любой светочувствительный фотоматериал, цифровой или пленочный адаптер, предназначенный для среднеформатной камеры. Некоторые модели крупноформатных камер позволяют устанавливать вместо матового стекла (кассетной части) 35мм, цифровые или среднеформатные камеры, еще больше расширяя возможности фотографа.

Кассетная часть всех современных камер крупного формата имеет единый мировой стандарт (GRAFLOСK), поэтому применение рольфильм адаптеров, кассет для плоской пленки или поляроид адаптеров от разных производителей не вызывает ни малейшей проблемы. Многие производители крупноформатной техники выпускают принадлежности, которые легко совместимы с камерами других производителей, к примеру системы центральных затворов, видоискатели, объективные платы, бленды-компендиумы и многое другое. Только камеры крупного формата в самом деле универсальны и наиболее демократичны в выборе комплектующих.

Только для камер крупного формата выпускается такой широкий набор сменных объективов.
В силу своей универсальности современная камера крупного формата позволяет устанавливать объективы от любого производителя крупноформатной оптики или даже объектив, выпущенный много-много лет назад фирмой, которая в нынешнее время уже не существует.

Точный инструмент конфигурации изображения
Для чего необходимы движения кассетной и объективной части? Базовая конструкция любой фотокамеры предусматривает пересечение оптической оси по центру перпендикулярной плоскости изображения. При этом движение кассетной или объективной стенки означает средство перемещения оптической оси ради достижения определенного эффекта.

Т.е., это может быть наклон Tilt — это движение с наклоном объектива или кассетной части вперед либо назад. Поворот Swing — это поворот вправо или влево. Подъем/опускание Rise — вертикальное движение вверх либо вниз объектива или кассетной части. Сдвиг Shift — горизонтальное движение вправо или влево. С помощью этих движений Вы можете управлять изображением. К примеру, регулировать глубину резко изображаемого пространства при применении длиннофокусных объективов, которые нередко применяются с широкоформатными камерами. Когда плоскость изображения и оптическая ось объектива строго перпендикулярны (кассетная и объективная стенки параллельны), трудно отрегулировать резкость всей картинки, однако эту проблему можно решить наклоном или поворотом объективной стенки.

Или, к примеру, во время съемки на природе можно достичь полной резкости от переднего до заднего плана (от ног до горизонта), что достигается наклоном объективной стенки камеры.
Подъем/опускание/сдвиг кассетной и объективной частей, или наклон и поворот кассетной части управляют перспективой.

Если посмотреть на матовое стекло вашей камеры при съемке высокого здания, то можно увидеть, что здание явно «падает» и его изображение искажается в сравнении с тем, что видится человеческому глазу без фотокамеры. Наклон кассетной и объективной стенок или подъем объективной стенки позволят получить эффект естественной перспективы.

После того, как камера отрегулирована с точки зрения правильной перспективы или резко изображаемого пространства, может статься, что вы будете недовольны соотношением неба и земли в кадре или других деталей вашей композиции. Тогда перемещением стенок камеры можно будет «забрать» больше неба или «подвинуть» изображение в нужную сторону.

Надеюсь, это описание объясняет привлекательность широкоформатной камеры, ее плюсы. В умелых руках камера крупного формата позволяет творить чудеса. Она не терпит суеты и заставляет думать. Как правило, в результате ее владелец из «щелкунчика» превращается в фотографа.