съемка католических потолков

Если вдруг кому интересно как сделать вот такую фотографию

съемка католических потолков

То ниже будет краткое изложение процесса. Идея, возможно, не нова, но она пришла мне в голову в Стокгольме пару лет назад, когда мне захотелось вместить в одну фотографию половину католического собора, чьи своды мне всегда нравились. С тех пор эту идею усиленно экспуатирую. Поверхностная инструкция как сделать

Процесс съемки:

1. Самое удачное место в соборе — это центральная часть, прямо под высшей точкой. Нужно встать максимально ровно в центре. От это зависит ровность последующего снимка. Центр найти обычно несложно.
2. Вспышки — долой. Снимать приходится с рук. Возможно со штатива тоже можно, но в некоторых соборах вообще не разрешают снимать.
3. Нужен максимально широкоугольный объектив.
4. Т.к. в соборе всегда полумрак, нужно сделать соответствующую компенсацию экспозиции. Обычно это около -1,5
5. Замеряете экспозицию по самой темной части будущего снимка и выставляете такую чувствительнось, которая позволит снять без шевеленки. У меня это обычно ISO 800. Кто не в курсе, определить достаточно просто: выдержка должна быть не менее единицы, деленной на фокусное расстояние. Т.е., имея объектив 17мм, выдержка должна быть 1/20.
6. RAW, только RAW.
7. Встав в цетре, дожидаемся когда уйдут ненужные персонажи из кадра и делаем снимки сверху вниз. Я начинаю с верхней точки, расположив свод максимально симметрично в видоискателе. Затем делается серия кадров, опуская камеру ниже и ниже. Нужно стараться, чтобы следующий кадр перекрывал не мерее трети предыдущего и был максимально ровным. Стоит сместить камеру чуть в сторону, при склейке будут искажения. Обычно получается 5-7 кадров.
8. Остсняли — проверьте. Вдруг что не так.
Далее — процесс «проявки»:
9. Я открываю все снимки в Camera RAW. Делаю освещенность более-менее одинаковой для всех снимков. Сохраняю все снимки в формат TIFF 16 бит.
10. Использую для склейки PTGui. Возможно и другое решение, я просто не пробовал. Пробовал использовать просто ФШ, но результат фиговый. Итак, загружаю TIFF в PTGui. Делаю автоматическую склейку. Далее важно правильно указать центр изображения, чтобы оно было максимально ровным и симметричным. Внимательно изучаю результат на предмет неправильно состыкованных мест. В случае обнаружения таких, вручную добавляю контрольные точки.
11. Сохраняю в максимальном размере в 16 битный PSD файл.
12. Открываю в ФШ. Определяю центр изображения, ставлю туда вертикальную направляющую. Относительно нее с помощью трансформаций Skew и Warp (волшебная штука) добиваюсь того, чтобы центр был в центре. Выравниваю изображение, добиваясь максимально симметрии. Тоже самое делаю и с горизонталями. Штатив бы решил эту проблему, но я не рисковал. 🙂
13. Далее идет работа со светом и цветом. Тут частенько помогает плагин Tone Mapping от Photomatix. Вот для этого нам как раз нужны 16 бит. Только тут главное не переборщить, иначе получится поганая HDR-ка. Т.е. наша задача не сделать ровную по всему кадру освещенность, а где ярко — сделать ярче, где темно — оставить как есть. Это сложно объяснить, нужно уже показывать. Еще очень хорошо помогают кисточки Dodge и Burn. Ими можно подчеркнуть свет и тень на фотографии. Еще я очень часто слегка затемняю углы и высветляю центр, создавая разницу в освещенности в кадке.Таким образом взгляд утягивается вглубь, снимок перестает быть плоским. Короче говоря, тут много-много нюансов, которые сочетаются в зависимости от каждой конкретной ситуации.
14. Давим шумы, которые вылезли из-за высокого ISO и обработки.
15. Кривые, цвета, уровни, рамки — по вкусу
16. Резкость с помощью Unsharp mask.

Примеры (4 фото)

съемка католических потолков
Собор в Монако
съемка католических потолков
Фрауэнкирхе к Дрездене
съемка католических потолков
Собор святого Вите в Праге (только тут по-моему 1 кадр)
съемка католических потолков
Собор Нотр Дам в Руане (здесь съемка делалась по диагонали. поэтому такое интересное искажение).