Освещение при портретной фотосъёмке

Свет для фотографа – это, по сути своей, исходный материал, сырьё. Точно так же как скульптор работает с камнем, а художник с красками, фотограф работает со светом. Впрочем, эта аналогия является не совсем точной, потому что в то время как художник и скульптор работают с реально осязаемой материей, фотограф имеет дело с неким подобием «энергии».

Чтобы заложить основы для достижения успеха при портретной фотосъёмке, фотографу следует, прежде всего, научиться понимать поведение той энергии, которую мы называем свет.

Художнику нет необходимости разбираться во всех химических и физических свойствах каждого из компонентов, из которых состоят краски или масло, которыми художник пишет картины, однако, он должен хорошо понимать, как смешивать те или иные цвета.

Кроме того, только на собственном опыте и практике художник может узнать как поведут себя на холсте краски.

Как скульптор или художник, которые должны в совершенстве владеть искусством проникновения в сущность физических свойств исходного материала, из которого они творят свои произведения, так и фотограф должен ясно и чётко понимать всю природу поведения света.

Первое необходимое условие для любого вида фотосъёмки – это излучение, выбранным вами источником, хоть какого-либо света. Вдумайтесь в эти слова – без света фотосъёмка абсолютно невозможна!

Свет, который вы используете для вашей съёмки, может исходить от природного источника, такого как солнце или любых искусственно созданных источников, таких как лампа-вспышка, стробоскопический источник света (строб) или источник постоянного света.

Освещение при портретной фотосъёмке — вспышка

В 1931 году инженер-электрик Гарольд Эджертон из Массачусетского Технологического Института сконструировал вспышку, предназначенную для неподвижной фотосъёмки.

Сегодня вспышка – это самый распространённый источник света, которым пользуются во всех студиях портретной фотографии. Преимущества, которые даёт использование вспышки при портретной фотосъёмке, включают в себя:

  • Довольно точный контроль над интенсивностью света и температурным световым режимом
  • Достаточно низкое, по сравнению с постоянным источником света, выделение тепла
  • Низкое потребление электроэнергии для такого количества света

Наверное, самый важный аспект света при портретной фотосъёмке – это фактическая интенсивность света или его яркость.

Есть несколько способов контролировать яркость света, падающего на объект. В студиях мощность современной вспышки можно настраивать вручную.

Вспышку можно приблизить или отдалить от объекта съёмки, а в том случае, если вы находитесь на улице, вы можете использовать такие явления как облачность или тень от дерева или здания. Кроме того, вы можете контролировать интенсивность вспышки, снимая в разное время дня.

Освещение при портретной фотосъёмке – Управление светом

Эти способы являются эффективными для контролирования средней или полной световой интенсивности на вашей композиции. В настоящее время разработано множество устройств, позволяющих контролировать относительную интенсивность светового излучения на конкретных участках фотографии или фото-композиции.

Такие устройства, как экраны, рассеиватели, тубусы, шторки, свето-фильтры широко используются в наше время для частичного направления и блокировки света, а также для контроля за световой яркостью внутри определённой композиции.

Освещение при портретной фотосъёмке – Цветовая температура

Ещё одно свойство света, являющееся очень важным при портретной фотосъёмке – это цветовая температура света.

«Чистый» белый свет является результатом равно-сбалансированного смешения трёх главных цветов: красного, зелёного и синего. При определённых условиях освещения (например, облачность против яркого солнца) пропорция смешения цветов может варьироваться.

Обычно, наш мозг автоматически компенсирует недостачу или избыток того или иного цвета и мы не замечаем разницу в «температуре», когда мы выходим из одних условий освещённости и вступаем в другие.

Плёнка или датчики не могут сами по себе автоматически компенсировать подобные недостачи или избытки света, поэтому фотограф сам должен подстраивать разницу в световой температуре

Цветовая температура при разных условиях освещённости измеряется по шкале Кельвина.(К) Что касается плёнки (если вы до сих пор ею пользуетесь), то есть три вида на которые она подразделяется в плане цветовой температуры.

Плёнка «Дневной свет» — для съёмки в режиме 5500К, плёнка «В помещении» — режим 3400К и 3200К – для профессиональной съёмки в помещении.

Для более точного контроля за балансом белого при работе с фотоплёнкой обычно используются фильтры световой коррекции. Большинство, если не все фотокамеры типа Digital SLR сегодня имеют свой собственный встроенный датчик регулировки баланса белого, благодаря чему вы можете сами вручную или в автоматическом режиме компенсировать изменения цветовой температуры при различных условиях освещённости с которыми вам приходится сталкиваться.

При работе с цифровой фотографией и при съёмке в формате RAW, цветовую температуру можно легко и быстро подправить в программе PHOTOSHOP.

Освещение при портретной фотосъёмке – Контрастность

Третьим важным свойством света при портретной фотосъёмке является контрастность

Источник света будет считаться высококонтрастным, если все его лучи будут падать на поверхность освещаемого объекта примерно под одним и тем же углом. Рассеянный источник света обладает низкой контрастностью, потому что его лучи падают на освещаемый объект под многими различными углами.

Высококонтрастный источник света дает четкие, резко-очерченные тени на освещаемом объекте. Низкоконтрастный источник света, соответственно, наоборот.

Это объясняется тем, что при использовании высококонтрастного источника света его лучи достигают освещаемый объект под одним и тем же углом, никакой другой свет на края тени, образуемой этими лучами не падает, и тень получается резко-очерченной.

Контрастность источника света определяется главным образом его размером и интенсивностью, а также расстоянием до освещаемого объекта.

Например, в ясный солнечный день солнце на небе относительно небольшое по размеру и поэтому оно представляет собой высококонтрастный источник свет, как результат тени получаются резко-очерченные. В пасмурный день то же солнце даёт нам рассеянный и мягкий свет.

Всё небо, подобно павильонной декорации, становится низкоконтрастным источником света, дающим размытые тени, хорошо подходящие для портретной съёмки.

Освещение при портретной фотосъёмке – Поведение света. (Световые характеристики)

В фото-студии мы пользуемся большим количеством всевозможных устройств, позволяющих менять освещённость, изменять размер светового источника и уровень контрастности. Легко заметить, что любой источник света, определённого размера, когда его отодвигают всё дальше и дальше от объекта съёмки, фактически становится гораздо меньше, таким образом, выдавая гораздо более сильный уровень контрастности, хотя интенсивность света при этом снижается.

Свет всегда воздействует на любой предмет, на который он падает. Соответственно и каждый предмет также влияет на любой, падающий на него свет.

Предмет может воздействовать на падающий на него свет тремя способами;

  • Преломление
  • Поглощение
  • И отражение

Преломление. Это искривление или перенаправление световых волн в момент их прохождения через любой прозрачный материал, например, через воду или стекло. В сущности, свойство стекла преломлять лучи используется при работе фотографических линз, для того, чтобы сфокусировать образ на фотоплёнке или на цифровом имидж-сенсоре.

Поглощение. Это процесс преобразования одной формы световой энергии определёнными материалами в другую (обычно в тепловую или температурную). Для избирательного «поглощения» или ослабления света – чтобы свет самопроизвольно не отражался и не «прыгал» по всей студии, фотограф может использовать выкрашенную чёрной краской пенопластовую пластину.

Отражение. Из всех трёх способов, которыми предмет может воздействовать на падающий на него свет отражение является наиболее важным для фотографа. Отражение – это очень быстрое и краткое изменение световых волн, падающих на поверхность любого предмета. При прямом отражении лучи света отскакивают от поверхности объекта под тем же углом, под которым они на неё упали. Фактическая интенсивность прямого отражения – это зеркальная проекция интенсивности светового источника.

Блики света, которые мы наблюдаем на поверхности воды – это так называемое поляризованной прямое отражение.

Впрочем, «бликовое отражение» в отличии от прямого отражения всегда имеет более низкую интенсивность нежели чем источник света, который его образует. Бликовое отражение можно контролировать или практически полностью убирать с помощью поляризационных фильтров.

Освещение при портретной фотосъёмке – Рассеивание

Рассеянное отражение обычно получается тогда, когда свет от источника одинаково отражается во все стороны той поверхностью, на которую он падает. То есть, в теории, рассеянные отражения обладают одинаковой интенсивностью вне зависимости от направления или угла зрения. При приближении источника света к объекту интенсивность рассеянного отражения увеличивается.

Закон Кулона гласит – «Интенсивность отражённого рассеянного света обратно пропорциональна квадрату расстояния между источником света и объектом»

Это означает, что источник света, находящийся на любом определённом расстоянии от объекта будет освещать этот объект с интенсивностью в 4 раза превышающей интенсивность того же самого источника света, но находящегося в два раза ближе к объекту.

Понимание поведения света и всех его характеристик является наиболее важным моментом для понимания того, как контролировать свет при процессе фотосъёмки. Как мы уже видели выше, свет всегда воздействует на любой предмет, на который он падает.

Интенсивность или яркость, цветовая температура и контрастность – это те три важнейшие характеристики света, на которые, прежде всего, должен обращать внимание человек, занимающийся портретной фотосъёмкой.

Освещение при портретной фотосъёмке – Итоговое заключение

Итак, каждый предмет влияет на любой, падающий на него свет. Это влияние выражается либо в преломлении, либо в отражении, либо в поглощении света. Или же это может быть комбинация из всех трех вышеуказанных явлений. При портретной фотосъёмке управление светом необходимо для оптимальной и сбалансированной экспозиции вашей композиции, для раскрытия и усиления текстуры вашего объекта съёмки – его форм, цветовой насыщенности, а также для построения трехмерной перспективы/панорамы.

Об авторе: Стив Барнс, профессиональный фотограф-портретист, свободный писатель и, кроме того, совладелец компании «Hayley Barnes Photography» в городе Лиг, штат Техас.

Перевод Константина Филонова.